Расстановки

Главная » Статьи о методе расст... » Как удается траур
Добро пожаловать на первый белорусский сайт о системных расстановках.
Спасибо, что зашли к нам в гости!
Мы - первые! Мы - лучшие!


Как удается траур

Констанце Почка-Ланг

Как удается траур

Воздействие утраты на нашу душу

В расстановках нам часто приходится иметь дело с утратами. Люди теряют любимых, товарищей на войне, также как родину или партнера в результате расставания. Что происходит при этом в глубине души и как нам найти конструктивный способ жить дальше?
Что же такое траур? Израильский психоаналитик Илана Коган определяет траур, или горевание, как комплекс процессов, которые «делают возможным для человека, столкнувшегося с потерей, дальнейшее развитие. К этим процессам относятся признание реальности и новый подход к изменившимся обстоятельствам. Траур значит признать собственную хроническую уязвимость перед лицом потери и предательства, а также признать личные границы и конечность любой жизни» (Ilany Kogan: Mit der Trauer kämpfen. Klett Kotta 2011).

Все мы в своей жизни сталкивались с потерями. Может быть, мы теряли близких друзей или родственников, может, кто-то из наших родителей потерял брата или сестру, в самом худшем случае у кого-то умер его собственный ребенок. Есть потери и другого рода, например, расставание с партнером, с которым был вместе долгие годы, продажа дома, в котором провел многие годы своей жизни и за которым с любовью ухаживал, потеря родины в случае эмиграции и т.п.

Любое из этих событий может травмировать.

Завершить траур, отгоревать, значит полностью отпустить то, что очень любишь.

В большинстве случаев такие объекты любви имеют непосредственное отношение к нашей идентичности: я потеряла мужа, ребенка, дом, свою страну, они были как бы оторваны от меня – части меня больше нет.

Таким образом, я теряю не только объект, я теряю также часть себя, о которой я думал как о себе, что-то, с чем идентифицировал себя.

Когда у человека возникает душевная боль, тело тоже в нее включается. Если мы теряем кого-то, то наша душа вдруг захлестывает болью все наше существо, включая тело. Трудно себе представить, что кто-то в такой ситуации мог бы остаться открытым и спокойным и просто воспринимать вещи такими, какие они есть…

Реагировать на такие события мы можем следующим образом: запрятать горе, жизнь продолжается, только бы не чувствовать, только бы не позволить случившемуся расшатать основы моей идентичности и моей жизни… Но в этом случае траур, горевание будет преследовать нас и настигать в той или иной форме. Или же можно войти в процесс горевания, почувствовать и исследовать его, и вместо того, чтобы бежать от него прочь – последовать за ним. Часто это позволяет получить доступ к удивительному, новому и делает возможным исцеление.

Если человек на самом деле решается почувствовать во всей полноте боль утраты, идет ли он на это осознанно и отважно или просто от того, что больше нет сил, то он чувствует, что в его теле что-то как будто обрывается.

Этой первичной боли мы боимся больше всего на свете и всеми возможными способами пытаемся ее избежать, обойти по максимально удаленной траектории. Таким образом, в первое время после утраты мы вдруг включаем целый ряд защитных механизмов, только чтобы не почувствовать непереносимое. Сама по себе такая реакция является очень даже здоровой, поскольку служит сохранению психического здоровья. Проблемы появляются только тогда, когда мы застреваем на одной из стадий процесса горевания, описанных Элизабет Кюблер Росс.

Такой заблокированный траур часто встречается нам в расстановках, у самого клиента или у кого-то в его семейной системе. Обычно в том случае, когда траур блокируется и потеря не может быть интегрирована, это имеет последствия для потомков, как мы увидим ниже из примеров.

Сейчас я бы хотела рассмотреть фазы траура, как их описала Элизабет Кюблер Росс.

Элизабет Кюблер Росс разделила естественный процесс горевания на несколько этапов. Эти этапы могут быть более или менее продолжительными и иногда могут протекать в различном порядке. Речь идет о следующих фазах: шок, отрицание, гнев, конвенциональная фаза (фаза «если бы»), депрессия и, наконец, принятие.

Шок. Человек чувствует себя как громом пораженный, в тумане, не может осознать масштаб произошедшего события. Страхи, нарушения сна, а иногда и нарушения пищевого поведения сопровождают этот этап. Человек переживает смятение и не понимает, что произошло.

Отрицание. Не может быть, что он меня покинул, он точно вернется. В больнице ошиблись, она, конечно же, не умерла. Это просто плохой сон, я скоро проснусь… У горюющего могут быть галлюцинации, ему кажется, что он видел умершего на улице и т.п.

Гнев. Гнев на врачей, которые плохо сделали свою работу, на того, кто послужил причиной несчастного случая, злость на себя, на жизнь, на бога…

Конвенциональная фаза. Постепенно человек, потерявший другого, страну, имущество, начинает интегрировать произошедшее. В то же время связанная с этим боль по-прежнему непереносима. В этот момент начинаются «переговоры». Всеми возможными средствами человек старается загасить или приглушить боль. Это может делаться с помощью погружения с головой в дела, алкоголя, интернета, телевизора и т.д. Возможно, человек делает так, чтобы умерший присутствовал в его жизни – хранит его вещи или носит его одежду. Иногда в этой фазе человек находит себе нового партнера, чтобы лучше справиться с ситуацией.

Депрессия. В большинстве случаев через 3-8 месяцев после утраты возникает подавленное состояние, часто из-за того, что психические силы к этому моменту исчерпаны. На поверхность выходит горе и чувство покинутости в полном масштабе. Горюющий часто плачет, мало разговаривает, почти не контактирует с другими людьми, ему трудно заниматься повседневными делами, часто он совсем теряет надежду когда-нибудь выйти из этого состояния. Все доставляет страдания, а особенно – хорошие воспоминания.

Эта фаза удивительным образом является ступенькой к исцелению, похоже, человек должен пройти через эту болезненную пустоту, чтобы постепенно начать замечать, что все меньше и меньше думаешь о том, что произошло, и снова можешь обернуться к жизни.
Принятие. Умерший становится доброжелательной сущностью, которая поддерживает. Жизнь действительно идет дальше, основываясь на интегрированном опыте, из которого рождается новая сила.

Траур и переработка утрат в расстановочной работе

В нашей работе мы сталкиваемся с темой смерти или утраты почти в каждой расстановке. Однако мы редко имеем дело с клиентом, который только недавно потерял своего близкого, в том числе и по той причине, что в столь тяжелой фазе не рекомендуется делать расстановку. Сначала следовало бы дать время завершиться названным выше естественным процессам горевания.

Однако может случиться так, что не только сам клиент по прошествии многих лет после утраты, но и члены его семьи застревают на одной из фаз процесса горевания и не могут завершить его. Не завершенный траур может заблокировать всю систему и припятствоать решению для клиента.

В расстановочной работе мы видим

- Отрицание, когда, например, мать, потерявшая ребенка, не может посмотреть на него.

- Гнев и ненависть мы часто обнаруживаем в случаях насильственной смерти или при несчастных случаях, когда есть кто-то ответственный за драму, а также в случаях расставания.

- Конвенциональная фаза, похоже, связана с симбиотическими притязаниями на умершего. Столкнувшийся с утратой хотя и может видеть умершего, но воспринимает его недостаточно ясно, он пока еще смешан с ним.

Эти три фазы отмечены, скорее, вторичными чувствами, то есть эмоциями, которые уводят в сторону от глубоко запрятанных настоящих эмоций, а именно – боли.

- Депрессия – это фаза, в которой становится возможным доступ к первичным чувствам.

Приведу два примера, которые иллюстрируют блокированный процесс горевания и воздействие этого на систему.

Ненависть и гнев препятствуют жизни и решению – авария

Мужчина хочет сделать расстановку. Он бледен и выглядит лишенным энергии. Он говорит, что его жизнь лишена красок и он живет как бы в энергосберегающем режиме.

Решающим событием была авария, в результате которой погиб его отец. В машине находилась вся семья, отец был за рулем, когда другой водитель спровоцировал аварию и скрылся с места происшествия. Его не смоли найти и призвать к ответственности.

Мужчина расставляет следующий образ: брат и сестры клиента стоят вместе, на некоторм расстоянии сам клиент рядом с матерью, поодаль погибший отец.

В первом образе ясно видно, как клиент, будучи старшим сыном, занимает место рядом с матерью как новая фигура отца для своих брата и сестер. Атмосфера при этом мертвая. Нет ни энергии, ни эмоций.

Затем я совершаю интервенцию. Второй образ включает виновника ДТП. Только тогда в этой истории появляется жизнь. Мать оборачивается к этому мужчине, переполненная ненависти. Она в ярости. Этот человек необратимо изменил ее жизнь и жизнь ее детей, разрушил ее. Затхлая мертвая пустота исчезает. Однако атмосфера остается напряженной, наполненной холодной, подавляющей ненавистью.

Третьим шагом я говорю кое-что о человеке, который стал причиной аварии. Возможно, он знал о последствиях, а может, не знал. Он жил с этим до конца своей жизни, с этой неопределенностью относительно того, что совершил, с отягощением, с ощущением своего малодушия и т.п. Возможно, он вытеснил  это событие, а может, совершил самоубийство. Мы этого не знаем. Я предлагаю женщине сказать ему: «Я считаю тебя полностью ответственным за этот несчастный случай.» Мужчина обрушивается на пол.

Четвертый шаг: мать постепенно начинает видеть, как связаны между собой обе судьбы – судьба этого водителя и судьба ее семьи. Сочувствие водителя ей и ее семье, его сомнения трогают ее.

И теперь гнев и ярость могут разразиться слезами. Оцепенение и спазм, вызванные гневом и ненавистью, проходят, и прорывается боль. Постепенно в людей возвращается жизнь, и у клиента становится больше энергии и жизненной силы.

Клиент, сидящий снаружи от расстановки, становится свидетелем того, как с помощью включения виновника аварии расширяется и делается более полным его внутренний образ семьи. Мертвенное спокойствие уводит от ненависти (фаза гнева), а это уводит от траура (фаза депрессии), который в итоге ведет к принятию, и, следовательно, к тому, чтобы жизнь вновь могла вливаться в систему.

Прерванное движение и нарушение привязанности через поколения

Клиентка склонна испытывать чувство покинутости, одиночества, ей кажется, что ей не уделяют достаточного внимания. Эти трудности становятся понятны, если принять во внимание схему привязанностей, с которой она выросла. Хотя ее мать физически присутствовала, однако маленький ребенок не мог на нее положиться. Будучи сама изможденной, мать вела себя холодно и отталкивающе по отношению к ребенку. У клиентки никогда не было достаточно телесной и эмоциональной близости, ее потребности удовлетворялись нерегулярно, часто оставались без внимания. У нее нестабильная связь с матерью.

Если расширить эту картину, то оказывается, что и ее матери пришлось пережить точно такой же опыт, когда она сама была маленькой. Ее мать потеряла своего брата и двоих из пяти детей, которых родила.

В расстановке видно, насколько ее энергия привязана как к брату, так и к умершим детям. У нее в жизни не было возможности проработать эти события. Так, у нее остается мало возможностей для троих выживших детей, которыми она в определенном смысле невольно пренебрегает. Любовь не может течь дальше, она, так сказать, замерзла и остановилась на одном из этапов горевания (отрицание), который в данном случае оказалось невозможно преодолеть без посторонней помощи.

Таким образом, на жизни клиентки отпечатались непроработанные утраты ее матери.

То, что может помочь, это вновь взглянуть на внутренний образ, который затем может быть расширен и дополнен. Клиентка с помощью расстановки видит четче, чем вообще думала возможно видеть, то, чего так не хватало и другим женщинам, ее матери и бабушке, потерявшей сына. Если посмотреть на это новым взглядом и принять этот факт, то что-то может разрешиться и для потомков.

Часто образы, которые нас ранят, являются неполными. В них не хватает чего-то, что было исключено или незамечено. Внутренние образы отношений, сформированные структурированные убеждения, наши собственные и перенятые из семьи, блокируют нас и фиксируют в определенном положении. Так, они влияют на нашу жизнь, на наши решения и не в последнюю очередь на наше здоровье, а также на радость жизни.

В случаях сильного стресса и в очень трудных жизненных ситуациях определенные участки мозга, ответственные за память и осмысление, частично отключаются. Процесс переработки информации протекает неполноценно, и пережитое откладывается лишь фрагментарно. Не полностью зафиксированные впечатления, которые в форме чувств, образов, и мучительных флэшбэков постоянно настигают и захлестывают столкнувшегося с утратой человека, часто оказываются слишком страшными. И пока мозг переполнен гормонами стресса, полноценная интеграция и переработка утраты невозможна. Это, вероятно, является одной из причин того, что мы можем оказаться как бы пойманными на каком-то из этапов горевания – отрицании, гневе, конвенциональной фазе и т.п.

Расстановки позволяютвывести вовне внутренние образы, в первую очередь и образ утраты. Расстановочная сессия помогает клиенту пронаблюдать и понять сложную ситуацию такой, какая она есть, сначала с некоторого расстояния, находясь снаружи от расстановки, что понижает уровень стресса и не требует ухода в чувства. При этих условиях весь мозг остается способен к интеграции, даже в то время как сам человек с помощью расстановки может быть вновь введен в контекст травмирующего события. Такая щадящая реэкспозиция является основой для возможного изменения проблематики.

Итак мы увидели, что старые образы, которые впитал или усвоил человек и которые считает данностью, оказывают огромное влияние на восприятие реальности, а также на чувства.

В случае личной утраты, например, мы можем годами застревать в гневе только для того, чтобы не чувствовать боль. Это блокирует как нас самих, так и наших потомков. В этом случае мы избегаем «прохождения через процесс горевания» и препятствуем ему. Утрата долгие годы не интегрируется и вновь и вновь горе догоняет нас «в переодетом виде» (болезнь, диссоциация, чувство жертвы и т.д.) и определяет нашу жизнь.

Мы в определенном смысле слова должны себе и своим потомкам в случае расставания, смерти близкого или утраты родины мужественно приблизиться к этой боли, увидеть ее и действительно почувствовать. Не всегда это возможно сделать без посторонней помощи.

Расстановки, как уже говорилось выше, помогают нам посмотреть на наше теперешнее состояние. Это является первым шагом. Здесь и сейчас посмотреть на то, что есть. В Здесь и Сейчас действительно можно что-то изменить. Пока мы стремимся не к тому, что есть на самом деле (вторичные чувства), мы не можем полноценно завершить процесс горевания. Затем можно посмотреть, все ли на месте, все ли было увидено или что-то забыто; посмотреть, что произойдет, когда образ стал более полным или мы оставили что-то, что сегодня перестало быть нужным.

Расширить, заново актуализировать, посмотреть на то, что изменилось, что стало более реальным и чего мы избегали, находясь в плену у наших прежних представлений. Заместительское восприятие предоставляет нам для этого новые, и иногда решающие элементы, которые без него не были бы нам доступны и которые служат расширению старых образов.

Речь идет не о позитивном мышлении и не о том, чтобы выдумать сказку или приукрасить реальность, а о том, чтобы найти собственную внутреннюю полную действительность, правду. Новый правдивый образ, который находится ближе к СЕГОДНЯШНЕЙ действительности и который может поддержать нашу жизнь в том, чтобы вновь запустить процесс горевания с того места, где он застрял, и поспособствовать нашему дальнейшему развитию.

Признание реальности и новый подход к изменившимся обстоятельствам становятся наконец возможны.


Автор множества статей и книг по расстановкам Констанце Почка-Ланг (Constanze Potschka-Lang) одна из основателей и вице-президент ISCA в 2007 году. Изучала кинезиологию, разговорную, семейную и арттерапию. В 90-е годы привезла метод системных расстановок Берта Хеллингера во Францию, организовала курсы по изучению расстановок для кинезиологов. Является директором французского института расстановок ARTE SYSTEMICA, совместно с мужем руководит институтом прикладной кинезиологии в Гренобле. преподает системный подход, ведет семинары по всему миру.


Опубликовал: constellator 01.07.13Комментарии(0)

Поделись с друзьями!

Комментарии

Добавить комментарий

  • Имя Фамилия:
  • E-Mail:
  • Заголовок:
  • Текст (255 символов):

Расстановщики:


Олег Румянцев - специалист по системным расстановкам

Олег Румянцев

Олег Игоревич Румянцев - сертифицированный специалист по системным семейным и организационным расстановкам, мастер-практик НЛП, специалист по телесно-ориентированной терапии, бодинамике, холистическому и висцеральному массажу, специалист высшей категории по энергоинформационной медицине, биолокации и биоэнергетике, тренер методики оздоровления и омоложения Анкхара, звукотерапевт. Олег проводит расстановки на любые волнующие вас темы по личным, семейным и организационным запросам, в групповом, индивидуальном и дистанционном формате.

 Роланд Шиллинг. Roland Schilling

Роланд Шиллинг

Роланд Шиллинг является сертифицированным расстановщиком и обучающим терапевтом DGfS (Немецкое общество системных расстановок), проводит обучение расстановкам как в Германии, так и за рубежом. Имеет 25 летний опыт работы с зависимыми и созависимыми пациентами.

Маргрет Барт (Margret Barth), Германия

Маргрет Барт

Маргрет Барт (Margret Barth) - психотерапевт, тренер-терапевт по системным расстановкам по методу Берта Хеллингера в Немецком общество системных расстановок (DGfS), член руководства и сертификационной коллегии DGfS. Занимается индивидуальной, парной и семейной терапией


Новые комментарии:


Огромная Благодарность Вам за эту работу! Очень ценно!

Благодарность

спасибо огромное за Ваш труд

Расстановки в Гродно

Здравствуйте! Подскажите пожалуйста проводятся ли расстановки в Гродно и сколько это будет стоить и сколько по времени длится?
Ответ: Здравствуйте, Юлия.
Можно провести группу в Гродно, если найдется организатор, который ее соберет.
Можно приехать на группу в Минске.
Можно сделать расстановку дистанционно /online.

Добрый день! Хочу попасть к Вам в группу, для первого раза в качестве наблюдателя. Подскажите пожалуйста стоимость.
Ответ: Запишитесь на группу, заполните краткую анкету с контактными данными, всю информацию вам вышлем.

об участии в онлайн расстановке

Здравствуйте. Скажите, а можно, перед тем как записаться на расстановку, поучаствовать в качестве наблюдателя и заместителя.<br /> Я очень хочу попасть в группу на обучение в сентябре. Но прежде, как вы и советуете в своих интервью, хочу пройти у вас терапевтическую консул...