Расстановки

Главная » Статьи о методе расст... » Метод семейных расста...
Добро пожаловать на первый белорусский сайт о системных расстановках.
Спасибо, что зашли к нам в гости!
Мы - первые! Мы - лучшие!


Метод семейных расстановок

Метод семейных расстановок

Метод семейных расстановок – уникальный метод, помогающий человеку лучше осознать суть его проблем (например, связанных со взаимоотношениями в его семье, здоровьем, и др.), которые на первый взгляд кажутся неразрешимыми.

Метод семейных расстановок является одним из наиболее эффективных быстродействующих современных психологических методов, эффективность которого неоднократно подтверждена на практике. Суть метода заключается в том, что заявленная клиентом проблема, под руководством терапевта-расстановщика расставляется в пространстве с помощью заместителей, и клиент может не только увидеть корень своей проблемы со стороны, но и попробовать найти ее решение в процессе расстановки, осознать что-то и, по возможности, изменить. В ходе расстановки проявляются различные феномены (именно поэтому метод назван феноменологическим), например феномен заместительского восприятия, при котором заместители вдруг начинают ощущать чувства, и выполнять действия, подобные чувствам и действиям замещаемых ими прототипов.

По поведению и взаимодействию заместителей, расстановщик может выявить «слабое звено семейной системы» клиента, обнаружить существующие переплетения, следствием которых являются существующие проблемы клиента (например, болезни, одиночество, неудачи, повторение судьбы кого-то из предков и т.п.).

Метод семейных расстановок, например, применяют для решения таких проблем:

- Наличие повторяющиеся сценариев в нескольких поколениях семьи.
- Работа с симптомами тяжелых заболеваний, и вообще с симптомами болезней.
- Сложности в семейных отношениях (инвалидность, жестокое обращение с детьми, алкоголизм, судимость, инцест, тяжёлая болезнь, наркомания и др.).
- Конфликтные отношения в семейных парах.
- Сложности в отношениях с приёмными детьми.
- “Любовные треугольники”.
- Работа с чувствами (гнев, тревога, страх, вина, обида и пр.), в том числе перенятыми от других людей.
- Нарушения в существующей иерархии семейных отношений.
- Конфликтные и чрезмерно напряжённые отношения между детьми и родителями, принятие родителей.
- Нахождение наилучших выходов из ситуаций для сложных семей.
- Напряженные отношения между различными поколениями и нахождение путей их улучшения, разрешения конфликтных ситуаций.
- Тяжелый “рок”, передающийся из поколения в поколение.
- Проблемы бесплодия.
- Решение вопросов профессионального и карьерного роста.
- Проблема абортов, конфликтные ситуации в семьях, связанные с абортами.
- Намерения человека покончить с жизнью и влияние попыток суицида на семью.
- Ранний уход близкого человека.
- Работа со слишком запутанными отношениями в семьях.

История создания метода семейных расстановок.

Метод семейных расстановок открыт немецким психотерапевтом, духовным наставником и философом Бертом Антуаном Хеллингером в начале 80-х годов, однако широкую популярность метод приобрел в 1993 году, когда известный врач-психотерапевт Гунтхард Вебер опубликовал свою книгу под названием “Кризисы любви”. Именно после этого метод семейных расстановок начал активно применяться ведущими мировыми психологами и психотерапевтами. После перевода книги на различные языки и ее переиздания метод также приобрел популярность среди обычных людей, которые вследствие применения расстановок смогли разрешить свои проблемы.

Берт Хеллингер в начале своего жизненного пути был пастором, и большой промежуток своего времени служил миссионером в Африке. Считается, что именно это период жизни подтолкнул Хеллингера к созданию метода семейных расстановок.

Однажды Берт увидел процессы групповых динамик, которые поразили его. Тогда к нему подошел опытный тренер и спросил: “Берт, что для тебя важнее – люди или идеи?”. Всю следующую ночь Хеллингер не смог уснуть, пытаясь найти ответ на поставленный вопрос. По словам самого автора метода семейных расстановок, этот вопрос “перевернул” всю его дальнейшую жизнь, заставил по иному посмотреть на существующие ценности и взгляды. Этот вопрос был особенным для Берта Хеллингера еще и потому, что он сам был свидетелем того, как нацистский режим расправлялся с жизнями людей ради идеалов.

Более важным явилось то, что Берт нашел ответ на вопрос той ночью. С тех пор он стал чаще наблюдать за людьми, смотреть на то, что помогает людям. Главной фразой, сопровождающей Хеллингера по жизни, стала фраза “Жизнь говорит - “да”, мораль говорит - “нет”.

Вернувшись в Германию, Берт начал активно изучать психоанализ, целью которого было более глубокое исследование самого себя, своей сущности и своего места на Земле. Хеллингнер успешно прошел обучение в Мюнхенской Ассоциации психоанализа и был зачислен в состав практикующих членов Ассоциации.

Во время прохождения обучения психоанализа Берт обратил особенное внимание на первичную терапию Артура Янова, а именно на первичный крик, как часть терапии. Хеллингер заметил, что концепция первичного крика выходит за рамки психоанализа. Тогда Берт решает поехать в Америку к создателю первичной терапии для того, чтобы пройти курс обучения данному виду терапии. Именно там, по словам автора метода расстановок, он познал истинный смысл своих чувств. Он также понял, что некоторые чувства (например, драматические) мешают человеку в процессе принятия важных решений, они противостоят решению. Очень просто определить момент, когда человека охватывают драматические чувства, ибо они вызывают закрытие человеком глаз. Эти чувства Хеллингер называет вторичными. Под вторичными чувствами понимаются чувства, сущность которых сводится к ограждению человеком самого себя от влияния первичных чувств (явившихся результатом определенного события). Прячась от первичных чувств за вторичными чувствами, человек способен прожить всю свою жизнь, избегая разрешения сложившейся ситуации и болезненного проживания первичных чувств. Вторичные чувства противостоят жизни.

Исходя из познанных основ первичной терапии, Хеллингер сделал еще одно важнейшее наблюдение, которое явилось ключевым в создании метода расстановок. Это наблюдение заключается в том, что многие люди регулярно испытывают чувства, которые не имеют к ним отношения и не принадлежат им. Это чувства других людей, передающиеся другому человеку и приносящему последнему немало жизненных проблем.

Яркий пример вторичных чувств приводит сам автор метода расстановок, приводя пример случая на одном из его сеансов, когда пациент, испытывая паническую атаку и боясь такого себя, закрывает глаза. “Но у него нет никакой панической атаки, и, даже, наоборот – у него преобладают чувства убийцы” – говорит Хеллингер. Пациент настолько боится этих чувств, что у него возникает паническая атака. Эта паническая атака защищает пациента от его чувства убийцы. Эти скрытые чувства Хеллингер легко определяет в процессе сеанса. Тогда он попросил пациента крепко сжать кулаки и кричать в что было сил “Я убью тебя!”. Человека в этот момент захлестывают эмоции. Когда же человек приходит в себя, к нему приходит осознание того, что чувства убийцы – это не его первичные чувства, а вторичные, созданные для того, чтобы избегать первичных чувств.

Берт абсолютно убежден в том, что чувство убийцы пациент перенял не просто от другого человека, а от члена своей семьи – одного из предков, который однажды был настолько рассержен, что был не способен сдерживать свои разрушительные эмоции.

Метод расстановки: сущность.

Ко всякому познанию есть два пути, два движения. Первое движение пытается овладеть чем-либо неизвестным человеку на данный момент, и эти попытки не прекращаются до тех пор, пока человек не получит возможность пользоваться этим. Примером этого может случить сфера науки и техники. Второе движение происходит тогда, когда в процессе познания чего-либо нового человек останавливается и устремляет свой взгляд не на неизвестное ему, что он в состоянии постичь, а на что-либо целое. Человек становится готовым воспринимать многое перед собой одновременно. При этом человек замечает, что его взгляд становится одновременно полон и пуст. И лишь отказавшись от частного, человек приобретает способность предаться полноте. И человек перестает познавать неизвестное и отступает назад вплоть до достижения пустоты, способной устоять перед многообразием и полнотой.

Движение, которое вначале совершает остановку, после чего отступает назад, носит название “феноменологическое”. Несмотря на различия в виде познания, рассмотренные два типа движения прекрасно дополняют друг друга. К примеру, оба типа движения допускают вероятность остановки процесса движения и перенесения фокуса взгляда с узкого на более широкое.

Феноменологический путь познания предполагает нахождение человека внутри горизонта, в котором человек становится восприимчивым в многообразию явлений, которые не поддаются оценке. Этот путь и является самым эффективным для познания, но для того, чтобы идти по нему, человек должен стать абсолютно свободным от прошлых предрассудков и суждений, от прошлых внутренних представлений (иначе говоря, стать “пустым”). В этом состоянии внимание человека одновременно и направленно, и не направленно, и сосредоточено, и не сосредоточено.

Феноменологическая позиция предполагает абсолютную готовность к решительному действию, однако не требует от человека сиюминутного осуществления действия. Вследствие занятия человеком данной позиции он становится максимально сосредоточенным и готовым к восприятию. Человеку, успешно выдержавшему напряжение на первом этапе, становится понятна истина, взаимосвязь и шаги, ведущие дальше. Данное понимание является ограниченным и приходит извне подобно подарку.

Метод расстановки: процесс.

Чаще всего, расстановка проводится в группе людей. Клиент формулирует расстановщику свою проблему, которая его волнует. После этого, по предложению руководителя расстановки, клиент интуитивно выбирает из числа участников группы заместителей – людей, которые будут замещать (играть роли) людей, или предметов, необходимых для расстановки заявленной проблемы (например, себя, своих родственников – маму, папу, брата и т.п., симптома болезни и др.).

Рекомендуется выбирать заместителей сердцем, а не мозгами. В процессе выбора заместителей внешнее сходство не должно иметь абсолютно никакого значения и, более того, рекомендуется выбирать людей, внешне непохожих на клиента, так как это будет свидетельством того, что он готов отказаться от своих старых взглядов и намерений, от своих прежних образов.

После выбора заместителей клиент интуитивно расставляет их на определенные места. При размещении заместителя клиенту рекомендуется положить свои руки ему на плечи, назвать роль, которую заместитель будет представлять в расстановке, затем неспеша, сохраняя состояние сосредоточенности, поставить заместителя на место, которое он по его мнению должен занимать в пространстве расстановки.

Существенное значение в процессе расстановки имеет состояние терапевта, который, должен быть сосредоточен, и освободиться от предположений и представлений, волнений и страхов.

Заместителям также не отведена роль простых “статистов” в процессе расстановки – от них также требуется отказ от собственных предубеждений, представлений и страхов. В ходе расстановки заместители должны передавать расстановщику приходящие им в роди ощущения, эмоции, постоянно отслеживать происходящие перемены в ощущениях и физическом состоянии, полностью отказавшись от анализа происходящего и непременного желания помочь клиенту любой ценой.

К изменениям состояния заместителей можно отнести, например, желание закрыть глаза, или желание постоянно смотреть в пол, появление ощущения тяжести или, напротив, чрезмерной легкости, участившееся сердцебиение, смену настроения, резкий переход от ощущения счастья к ярости и т.п. Желательно, чтобы заместители внимательно вчувствовались и прислушивались к тем словам, которые предлагает им сказать терапевт, и проверяли их соответствие действительности, или могли бы найти слова, которые они сами хотели бы сказать клиенту или другим заместителям.

Если говорить по всем участникам процесса расстановки в целом, одну из ключевых ролей в положительных результатах процесса играет способность каждого участника отказаться от собственных представлений,  не выдавать собственные фантазии за реальное восприятие, а также способность участников к эмпатии (способности сопереживать эмоциональному состоянию другого человека). Для того, чтобы сохранить беспристрастное отношение к пациенту и его истории, всем участникам процесса расстановки желательно иметь как можно меньше информации о клиенте, его семье и его истории. И ни в коем случае участникам не следует позволять внешнему образу отвлечь их от непосредственного восприятия.

Важно, чтобы участники расстановки концентрировались исключительно на процессе расстановки и своих ощущениях, а не на своих внешних образах и догадках.

В ходе расстановки терапевт должен не только следить за собственным восприятием процесса, но и отслеживать изменения состояния и внутреннего восприятия всех участников процесса, которые могут проявиться даже в малейших сигналах тела участника (выпрямление осанки, изменение в улыбке и т.п.). При обнаружении изменений терапевт может уточнить у участника, что произошло, давая ему возможность еще раз проверить собственное восприятие и описать произошедшее изменение. Заместители не должны разрывать контакт со своими ощущениями. Если заместитель перестает находиться в контакте с происходящим, или ему становится невыносимо оставаться в исполняемой роли, терапевт может вывести его из процесса, поставив вместо него другого участника группы.

Одним из важных признаков того, что процесс расстановки проходит по верному пути, является поддержание максимальной сосредоточенности и серьезности каждого участника процесса и сохранение энергии расстановки. Если в группе начинает нарастать беспокойство и ослабевать внимание, расстановщику необходимо проверить, что происходит в расстановке на самом деле. Возможно, пришло время приостановить, или вообще прервать расстановку…

Автор: Антон Ясыр


Опубликовал: constellator 22.04.12Комментарии(0)

Поделись с друзьями!

Комментарии

Добавить комментарий

  • Имя Фамилия:
  • E-Mail:
  • Заголовок:
  • Текст (255 символов):

Расстановщики:


Олег Румянцев - специалист по системным расстановкам

Олег Румянцев

Олег Игоревич Румянцев - сертифицированный специалист по системным семейным и организационным расстановкам, мастер-практик НЛП, специалист по телесно-ориентированной терапии, бодинамике, холистическому и висцеральному массажу, специалист высшей категории по энергоинформационной медицине, биолокации и биоэнергетике, тренер методики оздоровления и омоложения Анкхара, звукотерапевт. Олег проводит расстановки на любые волнующие вас темы по личным, семейным и организационным запросам, в групповом, индивидуальном и дистанционном формате.

 Роланд Шиллинг. Roland Schilling

Роланд Шиллинг

Роланд Шиллинг является сертифицированным расстановщиком и обучающим терапевтом DGfS (Немецкое общество системных расстановок), проводит обучение расстановкам как в Германии, так и за рубежом. Имеет 25 летний опыт работы с зависимыми и созависимыми пациентами.

Маргрет Барт (Margret Barth), Германия

Маргрет Барт

Маргрет Барт (Margret Barth) - психотерапевт, тренер-терапевт по системным расстановкам по методу Берта Хеллингера в Немецком общество системных расстановок (DGfS), член руководства и сертификационной коллегии DGfS. Занимается индивидуальной, парной и семейной терапией


Новые комментарии:


Огромная Благодарность Вам за эту работу! Очень ценно!

Благодарность

спасибо огромное за Ваш труд

Расстановки в Гродно

Здравствуйте! Подскажите пожалуйста проводятся ли расстановки в Гродно и сколько это будет стоить и сколько по времени длится?
Ответ: Здравствуйте, Юлия.
Можно провести группу в Гродно, если найдется организатор, который ее соберет.
Можно приехать на группу в Минске.
Можно сделать расстановку дистанционно /online.

Добрый день! Хочу попасть к Вам в группу, для первого раза в качестве наблюдателя. Подскажите пожалуйста стоимость.
Ответ: Запишитесь на группу, заполните краткую анкету с контактными данными, всю информацию вам вышлем.

об участии в онлайн расстановке

Здравствуйте. Скажите, а можно, перед тем как записаться на расстановку, поучаствовать в качестве наблюдателя и заместителя.<br /> Я очень хочу попасть в группу на обучение в сентябре. Но прежде, как вы и советуете в своих интервью, хочу пройти у вас терапевтическую консул...