Отношения в семейной системе
Илзе Кучера, Кристина Шэффлер
Во все времена отношения были и остаются очень важной темой. Естественная наука находит все больше подтверждений того, что все связано со всем: в природе, в человеке, между природой и человеком. Наше существование возможно только благодаря тому, что все органы находятся в гармонии друг с другом. Чтобы человек чувствовал себя хорошо, каждый орган должен на своем месте выполнять свои функциональные задачи. То же самое происходит и в семье. Здесь отношения и позиции отдельных членов также имеют решающее значение для благополучия семейной системы в целом. Больное сердце связано со всем телом и неизбежно оказывает влияние на функции других органов: почек, легких, мозга. Точно так же болезнь человека влияет на все отношения в тех социальных системах, в которые он входит, т. е. в семье, с друзьями, на работе. Как показывает практика, традиционная медицина эти отношения просто игнорирует. Так, в традиционном медицинском анамнезе рассматривается в первую очередь симптом и лишь в идеальном случае — пациент как индивидуум. А то, как болезнь или симптом меняет его отношения с партнером, детьми, друзьями и коллегами, остается практически без внимания. В большинстве случаев немаловажным фактором является «выгода от болезни», которая, как правило, заключается в повышенном внимании. Если благодаря своему заболеванию пациент получает больше любви, чем обычно, врачу будет очень непросто повлиять на ход болезни. Часто это обстоятельство во многом определяет хроническое течение заболевания. Пациент не находит никакого другого способа коммуникации в своей системе отношений, кроме болезни. При этом «выгода от болезни» пациентами обычно не осознается.
В нашу клинику поступила женщина 70 лет, страдающая сердечным заболеванием. Она чувствовала себя гораздо более слабой, чем выходило по результатам обследования. Когда ей на это указали, она ответила: «Если я перестану быть такой слабой, никто из детей ко мне больше не придет». После чего взрослые дети пациентки были приглашены в клинику. Мы убедили пожилую женщину высказать им свои пожелания. Удивительной, в том числе и для врачей, оказалась реакция детей. Они были счастливы наконец-то четко и внятно услышать от матери, чего она от них ждет. Они распределили время визитов и зоны ответственности, т. е. кто когда приходит и кто что на себя берет. С этого момента пациентке стало значительно лучше. Принимая те же лекарства, она чувствовала себя намного крепче, например, она снова была способна пройти три лестничных пролета подряд, что раньше было ей не по силам. Я объясняю эти перемены так: пациентка поняла, что получит от своих детей все, что ей нужно, если ясно им об этом скажет. Больше не было необходимости демонстрировать чрезвычайную слабость. В свою очередь, дети были просто счастливы, они перестали испытывать чувство вины, поскольку с радостью давали матери то, что ей было нужно. Раньше, чем больше мать страдала, тем труднее им было это делать. Когда же мать с благодарностью приняла их поддержку, им удалось организовать ее так, чтобы всем членам семьи было комфортно. Врачу гораздо сложнее распознавать заболевания, возникшие из-за переплетений в семейной системе. Зачастую их источник скрыт в предыдущих поколениях, они бессознательны и обусловлены любовью к семье или к кому-то из ее членов. Указать на переплетения может подробный семейный анамнез. Чтобы довести их до сознания пациента и интегрировать в процесс исцеления, нужна эффективная психотерапия. По моему опыту, самым успешным методом для развязывания переплетений является семейная расстановка.
Отношения в партнерстве
Теперь, отталкиваясь от отношений в системах, я хочу сфокусировать внимание на отношениях в паре. В наше время партнерские отношения начинаются, как правило, с любви или, лучше сказать, с влюбленности. Ни о чем другом не говорят, не мечтают и не фантазируют так много, как о любви. Несмотря на то что слово «любовь» постоянно звучит в нашей повседневной жизни, в его понимании существуют громадные различия, которые в большинстве своем остаются неосознанными. Поэтому мне следует дать свое определение понятию «любовь». Большую роль здесь играет разница между любовью и влюбленностью. «Влюбление» происходит быстро, мы воспринимаем это как спонтанную реакцию на определенного человека, оно сопровождается физиологическими, гормональными процессами, которые ощущаются нами как сильное возбуждение. По своей силе влюбленность между партнерами имеет много общего с безусловной любовью ребенка к матери. В определенном смысле влюбленный так же слеп по отношению к своему партнеру, как ребенок по отношению к матери.
Еще одну параллель с отношениями мать-ребенок представляет собой зависимость в состоянии влюбленности. Ребенок экзистенциально зависит от удовлетворения матерью его потребностей. Если о нем не заботиться, он умрет. В партнерских отношениях бессознательно проявляется эта тоска по защищенности, безопасности и заботе. Поэтому некоторые люди воспринимают расставание с партнером как экзистенциальную угрозу: «Если ты меня бросишь, я умру». «Влюбленность — слепа, любовь — зряча...», — говорит Берт Хеллингер, в нескольких словах показывая эту разницу.
Любовь видит партнера таким, какой он есть, и любит его в его уникальности. Любовь делает человека открытым по отношению к сути и судьбе партнера, в то же время любящий становится сильнее. Я всегда спрашиваю своих клиентов, придает ли им любовь сил или она их ослабляет. Если они понимают вопрос и принимают его всерьез, то ответ приходит сам собой и позволяет осознать сущность испытываемого чувства.
Приведу пример. Клиентка состояла в браке 28 лет, у нее было двое уже взрослых детей. Вдруг она до безумия влюбилась, переехала к своему возлюбленному и подала на развод. Она очень правдоподобно рассказывала мне о том, что счастлива как никогда. Но поскольку обоим ее детям было плохо, она пришла в группу по терапевтической работе с парами. Во время первого круга я спросила ее: «Эта любовь делает тебя сильнее или слабее?» Она тут же ответила: «Слабее». Кроме того, она рассказала, как во время развода вел себя ее муж. Он придерживался той позиции, что если новая любовь - то, что ей нужно, она вольна поступать, как хочет, он не станет чинить ей препятствий. А еще он сказал, что дверь для нее всегда остается открытой. Через год женщина решила расстаться со своим возлюбленным и попытаться восстановить отношения с мужем. Это решение сначала созрело у нее в душе, то есть она не вернулась сразу к бывшему мужу, а решила пока пожить одна. Она научилась различать любовь и влюбленность.
«Любовь делает другого сильнее» — такова моя принципиальная позиция в работе, причем сила здесь — это прежде всего сила душевная. Партнерские отношения, служащие главным образом для удовлетворения собственных потребностей (материальное обеспечение, стремление избежать одиночества и т. д.), как правило, ослабляют партнера. Как часто фраза «я тебя люблю» открытым текстом означает «я хочу получать от тебя больше», будь то больше внимания, поддержки, понимания и т. д. Разумеется, эти желания существуют, и в хорошем партнерстве они должны взаимно удовлетворяться. Здесь важен баланс между «давать» и «брать». В браке функции классических партнерских отношений расширяются в связи с появлением детей.
Говоря словами Хеллингера, первоочередной задачей брака является передача жизни. В этом смысле любовь в браке можно интерпретировать как взгляд, направленный на совместное будущее. Антуан де Сент-Экзюпери сформулировал это так: «Любить —не значит смотреть друг на друга, любить — значит смотреть в одном направлении». В то же время со вступлением в брак отношения двоих расширяются за счет включения в них родительских систем каждого из партнеров. В них вливаются ценности, традиции, но в том числе и груз проблем из семейных систем партнеров. Если это влияние остается неосознанным, оно может оказывать разрушительное воздействие на брак и приводить к расставаниям. Поэтому в случае проблем в браке столь важно обращать внимание на родительские системы обоих партнеров. Используемый для этого метод семейной расстановки позволяет благополучно разрешать многие кризисные ситуации. Основной предпосылкой здесь является взаимное уважение партнеров и их уважение к родным семьям друг друга.
Приведу пример. На семинаре клиентка рассказала, что у ее девятилетней дочери опухоль головного мозга. При помощи семейной расстановки она хотела выяснить, не взял ли ребенок что-нибудь на себя за нее или за ее мужа. Расстановка показала, что болезнь ребенка связана с отцом. Клиентка очень расстроилась, поскольку ей казалось, что в таком случае она не может ничего сделать для дочери. Я посоветовала ей рассказать обо всем мужу. Вскоре после этого на семейную расстановку пришел ее муж. Когда я попросила его назвать свой запрос, он ответил, что жена рассказала ему, что болезнь дочери как-то связана с ним и его родительской системой. Поэтому он и пришел. Во время расстановки я спросила, что произошло с его матерью. Оказалось, что, когда ему было 14 лет, она покончила с собой. Стало ясно, что дочь хочет вместо него уйти к его матери. Лишь теперь он позволил себе прочувствовать всю боль, связанную со смертью матери, и почтить ее смерть. Этим он «освободил» свою дочь. В приведенном выше примере меня очень тронула серьезность обоих родителей, в особенности безусловная готовность отца сделать для дочери все возможное. Жена рассказала ему о том, что узнала, а он смог это принять и отнестись к этому с уважением. Что и привело к решению. Я не устану повторять, какое значение имеет уважение и признание партнера, а также его опыта, мыслей и чувств.
Автор: Илзе Кучера, Кристина Шэффлер
Илзе Кучера (Ilse Kutschera) - доктор медицинских наук, кардиолог, психотерапевт, коуч, супервизор, тренер, соавтор книги "Что же со мной такое?" ("Was ist nur los mit mir?"), переведенной на английский, итальянский, испанский, польский и русский языки.
Докторскую диссертацию Ильзе защитила в Мюнхенском институте психиатрии в начале 70-х. В это же время она начала заниматься психотерапией. С 1973 стала работать врачом - 12 лет ассистирования, работа главврачом в различных больницах Мюнхена.
В 1985 году основала и до 1989 года руководила клиникой психосоматических расстройств в Альгой (Германия), с 1989 по 1998 год была главным врачом отделения кардиологической реабилитации в клинике Хёэнрид.
С 1971 года начала заниматься психоанализом, изучала глубинную психотерапию, гештальт, транзактный анализ, НЛП, гипнотерапию. В 1977-2000 неоднократно посещала семинары по семейным расстановкам Берта Хеллингера. В 1983 году получила дополнительную врачебную специализацию по психотерапии.
Илзе Кучера проводит собственные психотерапевтические семинары с 1985 года, занимается индивидульной и парной терапией, коучингом с использованием техник нейро-лингвистического программирования (НЛП), проводит семейные и организационные расстановки.
Илзе является обучающим терапевтом и тренером по системным расстановкам (DGfS), и преподавателем образовательных программ Института Консультирования и Системных Решений (ИКСР).
Олег Игоревич Румянцев - сертифицированный специалист по системным семейным и организационным расстановкам, мастер-практик НЛП, специалист по телесно-ориентированной терапии, бодинамике, холистическому и висцеральному массажу, специалист высшей категории по энергоинформационной медицине, биолокации и биоэнергетике, тренер методики оздоровления и омоложения Анкхара, звукотерапевт. Олег проводит расстановки на любые волнующие вас темы по личным, семейным и организационным запросам, в групповом, индивидуальном и дистанционном формате.
Роланд Шиллинг является сертифицированным расстановщиком и обучающим терапевтом DGfS (Немецкое общество системных расстановок), проводит обучение расстановкам как в Германии, так и за рубежом. Имеет 25 летний опыт работы с зависимыми и созависимыми пациентами.
Маргрет Барт (Margret Barth) - психотерапевт, тренер-терапевт по системным расстановкам по методу Берта Хеллингера в Немецком общество системных расстановок (DGfS), член руководства и сертификационной коллегии DGfS. Занимается индивидуальной, парной и семейной терапией